Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья — это ключ к их успешной социализации и полноценному участию в жизни общества!
Статья 43 Конституции РФ гарантирует каждому право на образование, обеспечивая доступность и бесплатность дошкольного, общего и профессионального образования в государственных учреждениях.
С 2015 года наш колледж, ГАПОУ ИКЭСТ, активно реализует государственную социальную программу «Доступная среда», что позволяет молодым людям с ограниченными возможностями здоровья обучаться и развиваться в нашем учебном заведении.
За этот период мы внедрили множество мероприятий для создания безбарьерной среды:
• Разработаны локальные акты для работы с лицами с ОВЗ
• Обеспечен доступ к учебным корпусам и территории
• Адаптированы входные группы, пути движения и санитарно-гигиенические помещения
• Приобретена специализированная мебель для комфортного обучения, кресло-коляска
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Профессиональные склонности и интересы граждан с ОВЗ, характер их общей и трудовой мотивации, особенности обучаемости, способности, личностные характеристики выявляются в период профориентационной работы. Профессиональная ориентация способствует их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению.
Особое значение при профессиональной ориентации уделяется подбору профессии или специальности, доступных обучающемуся в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации.
Основными формами профориентационной работы являются профориентационное тестирование, дни открытых дверей, профессиональные пробы, консультации по вопросам приема и обучения для данной категории обучающихся и родителей; рекламно-информационные материалы, взаимодействие с образовательными организациями, осуществляющими функции коррекции.
На этапе профессиональной подготовки происходит передача обучающимся знаний и умений, способствующих пониманию значимости и смысла профессиональной деятельности, овладение конкретной профессией/специальностью. В учебно-производственных мастерских колледжа мастерами производственного обучения создаются условия для успешного приобретения обучающимися профессиональных навыков. Занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей каждого на основе рекомендаций социально-психологической службы колледжа. Для обучающихся профессии «Швея» в УПМ работают кружки по профессии «Храбрый портняжка», «Текстиль в интерьере». На занятиях обучающиеся получают дополнительные профессиональные знания и умения, в неформальной обстановке изготавливают различные швейные изделия в т.ч. декоративные подушки, коврики, прихваты, мягкие игрушки, учатся оформлять тесьмой, аппликацией скатерти, шторы и пр., организуют выставки своих изделий.
Обучающиеся участвуют в профессиональных конкурсах.
Следующий этап включает в себя поиск и подбор для выпускников с ОВЗ подходящей работы на предприятиях, куда бы обучающиеся могли быть направлены на производственную практику. При определении мест прохождения практики обучающимся, имеющим инвалидность, учитываются рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.
Производственная практика организовывается на основе договоров сотрудничества, заключенных с предприятиями и организациями города и области. На практике происходит профессионально-производственная адаптация, позволяющая выпускнику закрепиться на конкретном рабочем месте.
Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов являются презентации и встречи работодателей с обучающимися старших курсов, индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, экскурсии на предприятия, мастер-классы и тренинги.
Положение об условиях обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Паспорт доступности объекта социальной инфрастуктуры. Учебный корпус. г. Иркутск, ул. Багратиона, 50
Паспорт доступности объекта социальной инфрастуктуры. Общежитие. г. Иркутск, ул. Багратиона, 48
-
СПЕЦИАЛИСТ, В ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ КОТОРОГО ОПРЕДЕЛЕНЫ ФУНКЦИИ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
-
Иркутск - Назырова Александра Алексеевна
- социальный педагог
- (3952) 468001
- г. Иркутск, ул. Багратиона, 50 postinternat@ikest.ru
-
СОТРУДНИКИ, ПРОШЕДШИХ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ТЕМАМ, СВЯЗАННЫМ С ОБУЧЕНИЕМ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ (ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ ГОДА)
ФИО специалиста |
название курсов |
год прохождения курсов |
количество часов |
учреждение, проводившее курсы |
Ладанова Татьяна Васильевна |
Организация работы с обучающимися с ОВЗ в соответствии с ФГОС |
2021 |
72 |
|
Архипова Ирина Анатольевна |
Основы экспертирования конкурсов профессионального мастерства людей с ОВЗ и инвалидностью: содержательно-методический и технологический аспект |
2019 |
40 |
ГАПОУ ИО ИТАМ |
РЕАЛИЗУЕМЫЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ:
В колледже реализуется адаптированная образовательная программа профессиональной подготовки 19601 «Швея» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (рабочий учебный план представлен в разделе "Образование").
В 2024-2025 учебном году по данной программе обучается 12 слушателей:
|
Количество слушателей |
||
|
1 курс |
2 курс |
Итого |
Иркутск |
- |
12 человек |
12 |
Психологами и медицинским работником колледжа были даны рекомендации мастерам производственного обучения и преподавателям профессиональных дисциплин и профессиональных модулей (междисциплинарных курсов).
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ УЧЕТ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДОВ |
С целью обеспечения специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами ГАПОУ ИКЭСТ организован сбор сведений о данных лицах и обеспечен их систематический учет (данные актуализируются дважды в год). При сборе общих и иных необходимых сведений обучающейся с ограниченными возможностями здоровья или инвалид дает согласие на обработку его персональных данных.
Сведения об обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидах. филиал на 1.10.2022 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ |
Выбор методов обучения в каждом отдельном случае обуславливается целями обучения, содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися, наличием времени на подготовку и т.д. В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ |
Фонды оценочных средств разработаны в соответствии с учебными планами, рабочими программами предметов, курсов, дисциплин (модулей) и представлены в базе данных КОС колледжа. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся ГАПОУ ИКЭСТ созданы фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т. п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДОВ |
Рабочие программы дисциплин:Учебники, учебные пособия:![]() ![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА |
При определении мест прохождения учебной и производственной практики обучающимся, имеющим инвалидность, учитываются рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений здоровья, а также с учетом профессии, характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ |
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т. п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ |
Обучающиеся с ограниченными возможностями и инвалиды здоровья могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, но не более чем на полгода.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОЗДАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ, ВОЛОНТЕРСКОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИСЯ С ОРГАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДАМ В ИКЭСТ |
ГОРОД ИРКУТСК:
Процесс формирования толерантного, терпимого отношения участников образовательного процесса к обучающимся с особыми нуждами осуществляется комплексно и предусматривает работу со всеми субъектами инклюзивного обучения: руководящими работниками колледжа; педагогами; социальным педагогом; родителями; обучающимися. Работа направлена на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к обучающимся с проблемами в развитии. Среди преимуществ инклюзивного образования и когнитивного развития как обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так и обучающихся без подобных ограничений отмечаются: преимущества социального характера: развитие самостоятельности всех обучающихся через предоставление помощи; обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта; развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность; преимущества психологического характера: исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности; преимущества медицинского характера: подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума; исключение социальной изоляции обучающихся с ОВЗ, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»; преимущества педагогического характера: рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом); активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации. Немаловажное значение имеет психологическая готовность педагогов к работе со студентами-инвалидами, которая выражается в следующем: психологически настроить себя на то, что трудности в работе с данной категорией обучающихся неизбежны, но вам под силу их преодолеть; не опускать руки при первых же неудачах, попытаться понять их причины; верить в себя и в студентов, видеть и уважать в них индивидуальность, сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к обучающимся с ОВЗ, готовым менять что-то в себе. Работа с педагогами по формированию толерантного отношения к особым обучающимся предполагает: диагностику отношения педагогов к подросткам с особыми нуждами; знакомство педагогов с особенностями развития и личностным своеобразием детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, методами работы с ними и их родителями; проведение семинаров, круглых столов, направленных на формирование толерантной культуры личности педагога. Важное место в реализации работы по формированию толерантного отношения к обучающимся-инвалидам и лицам с ОВЗ, отводится социально-педагогической службе колледжа. Основной целью деятельности социально-педагогической службы является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения, развития обучающихся с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся. Особую роль в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами играет организация волонтерской деятельности. Вовлечение студенческой молодежи в волонтерство помогает находить ресурсы собственного личностного совершенствования, способствует стимулированию самореализации. На базе нашего колледжа создан волонтерский отряд «ЧеLOVEк»» из числа обучающихся. Деятельность волонтерского отряда направлена, в первую очередь, на помощь остронуждающимся слоям населения, а также людям, не имеющим возможности помогать себе самим. Миссия нашего волонтерского отряда – сделать жизнь окружающих светлее и ярче, проявить себя и реализовать свой потенциал. Все члены волонтерского отряда энергичны, эмоциональны, коммуникабельны, всегда готовы прийти на помощь, не имеют вредных привычек, очень искренние и милосердные. Деятельность наших волонтеров по социализации детей-инвалидов, а также своих сверстников, относящихся к данной категории, основывается на традициях милосердия, внимания к ближнему, сострадания к чужой беде, деятельного добра, бескорыстия, честности, ответственности, самоограничения и дисциплины. Волонтеры проводят мастер-классы в Центре помощи детям, оставшихся без попечения родителей Свердловского округа, организуют и проводят для детей-сирот акции по сбору теплых вещей.
Волонтерский отряд «ЧеLOVEк» Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
филиал в городе Ангарске:
В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права инвалидов, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Для наиболее эффективной реализации программы профессиональной подготовки для обучающихся инвалидов и/или обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) в колледже создана толерантная образовательная социокультурная среда, направленная на развитие личности обучающегося с учетом его потребностей и интересов, на формирование профессиональной направленности, что в дальнейшем обеспечит успешную социализацию и адаптацию в профессиональной среде. Основные виды сопровождения, реализующиеся в колледже: 1. Организационно-педагогическое сопровождение представляет собой систему наставничества и контроля, которое включает: изучение образовательного потенциала обучающихся, определение проблем и поиск возможных путей решения, выработку программы совместных действий участников образовательного процесса, контроль за ее реализацией и коррекцией, а также оказание необходимой адресной помощи (в т.ч. контроль учебы обучающегося инвалида и/или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса). 2. Организационно-педагогическое сопровождение образовательного процесса определяется созданием условий для комфортного психологического пребывания инвалидов и/или лиц с ОВЗ, обеспечивающих: • Право обучающихся на поддержку; • Право на реализацию своих потенциальных возможностей; • Право на уважение человеческого достоинства и т.д. В рамках образовательного процесса создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование позитивной, социально-направленной учебной мотивации. Этому способствует проведение тематических классных часов, социально-психологических тренинговых занятий, творческих профессиональных конкурсов и олимпиад для всего контингента обучающихся. 3. Психолого-педагогическое сопровождение направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося и становления его профессиональных компетенций. Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося инвалида и/или лица с ОВЗ является обязательным, целостным и непрерывным процессом, предполагает междисциплинарный подход к решению проблем сопровождаемого и соблюдение его интересов. Направлено на изучение, развитие, формирование и коррекцию профессионального становления личности; выявление проблем в обучении, развитии и воспитании, определение степени их выраженности; обеспечение консультаций специалистов для всех участников образовательного процесса; разработку и реализацию комплексных программ сопровождения инвалидов и/или лиц с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение в сфере профессионального образования призвано обеспечить интеграцию в образовательную и профессиональную среду, обеспечить реальную возможность получения профессионального образования, помочь сформироваться в качестве квалифицированных специалистов, научить адаптироваться к окружающей среде с момента поступления в колледж до трудовой деятельности.
3. Социальное сопровождение решает широкий спектр вопросов социального характера, от которых зависит успешная учеба обучающихся инвалидов и/или лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации. Это содействие в решении бытовых проблем, транспортных вопросов, социальные выплаты, выделение материальной помощи, вопросы стипендиального обеспечения в случае наличия социальных льгот, организация досуга, вовлечение их в студенческое самоуправление, в организацию волонтерского движения и т.д. 4. Профилактически-оздоровительное сопровождение предусматривает решение задач, направленных на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей обучающихся инвалидов и/или лиц с ОВЗ, гармонизацию их психического состояния, профилактику обострений заболеваний, а также на нормализацию фонового состояния. С целью укрепления здоровья, развития и закрепления физических и психических качеств проводятся занятия адаптивной физической культурой, воспитательно-профилактические мероприятия: лекции, беседы, тренинги, наглядная агитация - по укреплению здорового образа жизни: двигательного режима, режима труда и отдыха, сбалансированного питания, психологической устойчивости к стрессам, а также профилактике и борьбе с вредными привычками.
Волонтёрская помощь обучающимся с ОВЗ и инвалидам. Основными мероприятиями волонтерской деятельности в образовательном учреждении в работе с обучающимся с ОВЗ и инвалидами являются:
Мероприятия направленны на помощь с обучающимся с ОВЗ и инвалидам решить возникающие проблемы по вопросам гражданского, семейного, жилищного, трудового права, составлении необходимых документов: письма, жалобы, заявления, в том числе и исковые. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ В ИКЭСТ
|
Функциональная структура модели профориентационной работы включает следующие модули:
Информационное сопровождение Информационный раздел на сайте, отражающий наличие в образовательной организации специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Наличие образовательных программ, адаптированных с учетом различных нарушений функций организма человека, использование дистанционных образовательных технологий. Проведение информационно-профориетнтационных мероприятий в школах и учреждениях дополнительного образования. Профориентационное сопровождение Профессиональная ориентация лиц с инвалидностью и ОВЗ нацелена на их адекватное профессиональное самоопределение. Профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья присущи особенности, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации, коррекции, компенсации. Особое значение имеет подбор специальностей, доступных обучающемуся в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями. Колледж осуществляет профориентационную работу среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), обучающихся в общеобразовательных организациях , а также их родителей. Целью деятельности по профессиональной ориентации среди инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей является приведение образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью и с ОВЗ в соответствие с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода и создание условий для формирования ими обоснованных профессионально-образовательных планов с учетом психофизиологических особенностей личности, а также формирование у обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ сознательного, ответственного отношения к получению профессионального образования и последующего трудоустройства по выбранной профессии, воспитание конкурентноспособного специалиста, обладающего активной жизненной позицией и профессиональной мобильностью. Основные профориентационные мероприятия:1. Показ видеороликов и рекламных материалов. 2. Беседа (встреча) со специалистами и профессионалами. 3. Дни открытых дверей. 4.Проведение городских ярмарок профессий 5. Тренинг по самоопределению профессиональной деятельности, выступление преподавателей и мастеров производственного обучения на родительских собраниях и классных часах с целью информирования родителей и обучающихся о возможностях развития профессиональной карьеры. 6. Организация работы по привлечению обучающихся и выпускников колледжа к профориентационной работе. 7. Мастер-классы. 8. Профессиональные пробы.
В целях профориентационной работы в филиале колледжа заключены с общеобразовательными и специальной (коррекционной) школами г. Ангарска договоры о сотрудничестве по совместной деятельности в решении задач профессиональной ориентации учащихся. Ежегодно составляются и утверждаются совместные планы работу по профориентации, в которых запланированы мероприятия в школе и в филиале колледжа: беседа с классными руководителями 9-ых, 11-ых классов, выступление на родительских собраниях, экскурсия в колледж, посещение дня открытых дверей, мастер-классов, профессиональных проб в колледже. В школах педагогические работники и обучающиеся проводят презентацию колледжа, раздают рекламно-информационные материалы, консультируют учащихся и родителей по вопросам приема и обучения, оформляют информационный уголок о колледже: о профессиях, специальностях, об условиях поступления, сроках работы приемной комиссии. Демонстрируют видеоролики на собраниях в школах и приглашают школьников в колледж на конкурсы профессионального мастерства, научно-практические конференции. Педагоги проводят онлайн олимпиады и конкурсы для школьников.
Заметки
29 сентября 2022 года в рамках празднования Дня среднего профессионального образования в нашем колледже прошел День открытых дверей «Безграничные возможности». Нас посетили 117 школьников из разных школ г. Иркутска и Иркутского района ( СКОШ № 7, МБОУ г. Иркутска СОШ № 5 и тд) перейти
13.05.2021 года в рамках профориентационной работы учащиеся 9 классов ГОКУ «Специальной (коррекционной) школы № 2 г. Ангарска» посетили филиал Иркутского колледжа экономики, сервиса и туризма с экскурсией, для ознакомления с профессией швея… перейти
24.02.2021г. была проведена профориентационная работа в МБОУ СОШ № 41 пос. Мегет в 4-х девятых классах и коррекционном классе. Студентки 2 курса по специальности «Право и организация социального обеспечения» Пехунова Елена и Гуровская Юлия, закончившие данную школу, рассказали школьникам о том, как проходит их обучение в колледже… перейти
В филиале колледжа с 1 по 5 марта 2021г. прошли профессиональные пробы, в рамках деловой программы VI Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Иркутской области, для обучающихся 6-7 и 8-9 классов… перейти
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
|
Основной целью социально-психологического сопровождения является сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в колледже, содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка. Задачи: Создание благоприятной социальной ситуации развития: условий, способствующих социальной адаптации учащегося, обеспечивающих психологические условия для охраны здоровья и развития личности студентов, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.Содействие в приобретении студентами психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни. Оказание помощи студентам техникума в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья и индивидуальных качеств личности. Содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся без ущемления прав и свобод другой личности, профилактики отклонений в интеллектуальном и личностном развитии. Психологическое и социально-педагогическое сопровождение и анализ учебно-воспитательного процесса в колледже, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения. Специальная психологическая поддержка позволяет расширить границы и возможности профессионального и личностного развития, проявить себя в соответствии с собственными мотивами, интересами и возможностями, а самое главное – адаптироваться в профессии с учетом особенностей своего здоровья. На первом этапе психологическое сопровождение заключается в том, при приеме документов на обучение абитуриентам рассказывается о профессиях, по которым ведется подготовка в колледже, перспективах трудоустройства, особых требованиях к работнику. Для изучения интересов и склонностей к различным сферам деятельности применяются ресурсы сайта https://psytests.org/test.html. Далее индивидуальное консультирование абитуриентов, позволяющее им принять решение о выборе профессии с учетом своих физических и психологических особенностей и возможностей, а также требований к специалисту, отраженных в профессиограмме. Второй этап – психологическое сопровождение в процессе профессиональной подготовки, которое включает в себя психодиагностику, коррекционно-развивающую и консультативно-просветительскую деятельность. Коррекционно-развивающая деятельность психолога ориентирована, прежде всего, на развитие профессионально важных качеств. На занятиях используются различные упражнения на познание и принятие себя, формирование адекватной самооценки, развитие психических процессов и личностных качеств. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей – таких, как умение слушать, понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать хорошие деловые взаимоотношения, находить выход из конфликтной ситуации и т.д. Для этого в ролевой игре моделируются конкретные ситуации, с которыми юноши и девушки могут столкнуться в своей профессиональной деятельности. Что касается консультативно-просветительской деятельности психолога, то здесь особое внимание уделяется повышению психологической компетентности педагогов. |