Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области
Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма
Год основания1978Язык, на котором осуществляется образованиеРусский

Формальные и неформальные группы

 

 

Информация об отличиях формальных и неформальных молодежных общественных объединений, о существующих молодежных общественных объединениях на территории Борисоглебского городского округа

  1. Формальные и неформальные молодежные объединения

         Формальные молодежные объединения (организации, движения) — это зарегистрированные структуры с фиксированным членством. Молодежными организациями признаются также ассоциации, союзы, федерации молодежных организаций. Они могут создаваться по инициативе самих молодых людей, так и «сверху», когда появляется необходимость привлечь молодежь к решению тех или иных общественно-полезных задач, организовать и направить деятельность молодых в нужное русло. В нашем округе к формальным молодежным объединениям можно отнести педагогические отряды, волонтерские клубы, спортивные секции, все объединения по интересам, образованные на базе учреждений дополнительного образования или ваших образовательных организаций.

         Неформальные молодежные объединения – вид социальных объединений различных категорий людей, отличительной особенностью которого является спонтанно сложившаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, которая основана на принципах самодеятельности. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство, и их принято рассматривать как формирования, объединяющие в себе молодежь по признаку субкультуры.

         Неформальные молодежные объединения различаются по характеру социальной направленности их сознания и поведения, типу групповых ценностей, особенностям проведения досуга. Такие объединения  могут называться движениями или объединениями только условно, так как в общепринятом юридическом понимании таковыми не являются.

 

  1. О субкультурах

                   Субкультура – это, прежде всего, специфическая внешняя символика и атрибутика, во вторую очередь - нормы поведения, в третьих,  какая-либо идеология и мораль. К примеру, многие называли себя скинхедами, не имея отношения к  пронацистской идеологии, для них важно было брить голову и носить характерную для скинов одежду.

         Каковы же основные характеристики молодежной субкультуры? Ее главной характерной особенностью является ее обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная, от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер.

         Другой характерной особенностью современной молодежной субкультуры является преобладание потребления над творчеством.

         Третьей особенностью молодежной субкультуры можно назвать ее авангардность, устремленность в будущее, часто экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьезного фундамента исторических и культурных традиций.

      Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества.

 

  1. Кто есть кто

Часто чтобы сформировать то или иное отношения к субкультуре, понять, является ли она социально опасной, нужно прежде всего разобраться в истории ее возникновения, развития или трансформации.

Мы подготовили для вас максимально полный перечень субкультур, которые проявляли себя в нашей стране, отдельные из них, возможно, навсегда ушли в историю, другие довольно часто упоминаются в анкетах обучающихся Борисоглебского городского округа.

Стиля́ги — советская молодёжная субкультура конца 1940-х — начала 1960-х годов, имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.

Хиппи – это специфическая подгруппа субкультуры (многие относят ее к контркультуре, то есть течению, которое отрицает ценности доминирующей культуры), возникшая в США в начале шестидесятых годов двадцатого века, которая быстро распространилась по всем странам мира и практически исчезла к середине семидесятых. В оригинале хиппи были частью молодежного движения, состоявшего практически полностью из белых тинейджеров и довольно юных взрослых в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти, которые унаследовали культурный бунт от богемы и битников. Хиппи с презрением относились к устоявшимся понятиям, критиковали ценности среднего класса и выступали как радикальная оппозиция к применению ядерного оружия, войне во Вьетнаме. Они сделали популярными и осветили практически неизвестные на тот момент аспекты религий, отличных от иудаизма и христианства. Хиппи буквально протолкнули сексуальную революцию; они поощряли употребление психоделических наркотиков с целью расширить человеческое сознание. Хиппи создавали своеобразные коммуны, где и культивировались их ценности. Они выражали протест против политических и социальных общепринятых норм, избрав для себя идеологию ненасилия, свободную от доктрин, ратующую за мир, любовь и свободу личности.

К уходящим в историю субкультурам можно причислить молодежную субкультуру индеанистов. Они изучают культуру индейцев, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. В 70-80 годах Казань была одним из центров зарождавшегося индеанистского движения. Позже инициатива перешла к более многочисленным группам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского движения приходится на 90-е г.

 

Растаманами в мире традиционно называют последователей растафарианства (пропаганда идеи религиозно-политической доктрины африканского  превосходства). В начале 1990-х годов на постсоветском пространстве образовалась особая молодёжная субкультура, представители которой также называют себя растаманами. При этом они зачастую причисляют себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Некоторым этого достаточно, чтобы считать себя растаманами, некоторые более приближены к растафарианской концепции — многие слушают Боба Марли и музыку регги в целом, используют для идентификации комбинацию цветов "красный-жёлтый-зелёный" (например, в одежде), некоторые носят дреды. Однако мало кто искренне отстаивает идеи возвращения американских чернокожих в Африку, соблюдает растафарианский пост "айтал" и т. п.).

Обычно растаманы выступают за легализацию марихуаны, что находит отражение в песнях, атрибутике (в очень большом количестве сувенирных лавок мира имеются товары с растаманской символикой), политических декларациях (например, участие в ежегодном "Конопляном марше"). Многие растаманы также негативно относятся к приёму опиатов, амфетаминов и крепкого алкоголя, называя их "чернушными" наркотиками, но позитивно — к приёму психоделиков.

Руд-бои (от англ. Rude-boy — грубиян) — молодёжная субкультура, распространённая на Ямайке в 1960-е годы. Появление руд-боев связано с тяжёлым экономическим положением Ямайки в этот период. Массовая безработица, презрение к заботам беднейшей городской молодёжи со стороны окружающих привели к потере оптимизма и возникновению стихийных группировок, помогавших сохранить чувство собственного достоинства. Руд-бои всячески подчеркивали свою агрессивность и презрение к опасностям. Одним из внешних признаков руди была бритая голова. Позднее этот атрибут унаследовали скинхеды. Излюбленной одеждой руд-боев был чёрный костюм, а также галстуки и тирольские шляпы, заимствованные из американских приключенческих фильмов.

Традиционные скинхеды -  субкультура, возникшая как реакция на значительное мутирование первоначальной субкультуры. Тесно связана с танцевальной музыкой регги и ска и современной музыкой Oi! (street-punk). Данная субкультура копирует стиль изначальной культуры конца 1960-х. Скинхеды гордятся своей принадлежностью к рабочему классу, пропагандируют такие ценности как семья, друзья, корни, антирасизм (!). Субкультура скинхедов происходит из смешения двух культур — ямайских темнокожих рудиз  и английских модов. Покупая качественную, отнюдь не дешёвую одежду, они действовали по принципу "всё, что на мне надето, заработано моим трудом". Особым шиком считалась короткая причёска со своеобразным выбритым пробором.

Скинхеды -  антисоциальное объединение. По своим политическим воззрениям скинхеды колеблются от ультралевых до антифашистов. Бывают среди них и аполитичные. Однако многие - приверженцы фашистской идеологии. Современные фашисты выступают против мигрантов, число которых в России резко возросло. Мигранты образуют свою субкультуру, некое маргинальное образование, которое увеличивается по размерам и может вытеснить представителей коренной национальности. Таким образом, существуют объективные проблемы, которые «подпитывают» движение скинхедов. К ним примыкают подростки 14 - 16 лет, их лидерам не более 20 - 23 лет. В основной своей массе эти ребята мало образованы.

Лю́беры (или Любера́) — молодёжное движение (субкультура), существовавшее в 80-х годах XX века, в основном, в Москве и городах ближнего Подмосковья. Название движения произошло от города Люберцы под Москвой, где оно и зародилось. Любера выступали резко против всевозможных субкультур "западного" образца (хиппи, панков, металлистов и т. п.), пропагандируя социалистические ценности и культуризм. В "характерную униформу" люберов входили широкие клетчатые штаны, кожаные (чаще из кожзаменителя) куртки, белые рубашки и узкие черные галстуки. В качестве головного убора иногда добавлялись кепки. Отличительные черты в поведении - демонстративный консерватизм, выражавшийся в поддержке социалистического строя (одним из их лозунгов был "Социализм любой ценой!").

Го́пник (гопота́, гоп, гопы) (первичное, с XIX в., значение в уголовном жаргоне — "оборванец", затем также "грабитель" -  мошенник, налётчик, погромщик, хулиган, опустившийся человек, бродяга. Примерно с 1970-1980-х годов гопниками называют примитивных, интеллектуально неразвитых, малообразованных молодых людей. Характерная одежда для гопника - спортивный костюм. Реже - классические чёрные брюки, часто чуть большего размера, чем необходимо. На голове у гопника располагается кепка «таблетка», кепка - «восьмиклинка» или бейсболка. На ногах у гопников обычно надеты туфли с длинным или тупым носом ("гробы") или дешёвые кроссовки. Типичная стрижка – «под ноль» либо очень короткая, иногда с челкой.

Падонки (искажённое от «подонки») — русскоязычная сетевая субкультура. В единственном числе часто употребляется форма-шаблон «падонаг». Оформилась приблизительно в 2000 году, по другой версии - в 1997 - м. Субкультура позиционируется как контркультурная, протестная. Является разновидностью отечественного трэша. В основе творческого метода - провокация, эпатаж. Характерно использование обесцененной лексики, преднамеренных орфографических и семантических ошибок. В силу декларируемого нонконформизма  популярна тематика презрения к массовой культуре, беспорядочного секса, гомофобии ("ахтунги"), употребления алкоголя, курения марихуаны и тому подобное. Субкультура также слабо развита в настоящее время, ее пик пришелся на развитие интернета и социальных сетей в нашей стране.

Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 1930-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах. Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах. Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимум усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Для футбольных фанатов наиболее значимы моменты общей эмоциональной разрядки, возможности проявлять свои чувства в полной мере. Чувства эти могут  выражаться в буйстве на стадионе и вандализме после матча.

Движение "Ультрас" или просто ультрас - организованные группы поддержки спортивных команд, главным образом футбольных команд Европы и Южной Америки. Есть 6 основных пунктов менталитета ультрас:

  • Не переставать петь, невзирая на ход матча и на результат.
  • Не садиться во время матча.
  • Посещать все возможные матчи своего клуба, несмотря на цены и расстояние.
  • Верность споукмену (человеку, стоящему там, где находится группа);
  • Отстаивать клубные цвета;
  • Помогать развитию ультра-культуры, популяризацией движения.

         Атрибутика ультрас: шарфы (на сленге "розы"), флаги, растяжки, баннеры.

Футбольные хулиганы — лица, нарушающие общественный порядок, связывая свои действия с футбольными пристрастиями и обосновывая свои действиями ими. Сами футбольные хулиганы расценивают своё движение как субкультуру. Как правило, преступления на почве футбольного хулиганства совершаются до или после футбольных матчей, а также в местах больших скоплений футбольных болельщиков.

Антифа́ (сокр. от антифашизм) — международное движение, ставящее своей целью борьбу с фашизмом. Объединяет левые, леворадикальные и автономные партии, а также общественные организации, борющиеся с неонацизмом и расизмом.

Одной из самых «суровых» субкультур всегда считались байкеры. Всех приверженцев данной субкультуры объединяют одна вера и поклонение одному кумиру - скорости. Основное понятие в идеологии байкеров - мотоцикл. Весь мир делится на тех, кто передвигается на нем, и на тех, кто предпочитает любой другой способ, причем, вторые никакого интереса к себе у байкеров не вызывают. Мотоцикл всегда для байкера на первом месте. В основе философии истинного байкера лежит дух братства и свободы. Кругозор члена байк-клуба включает знания технических тонкостей обслуживания любимого железного коня, а также истории движения и клуба, правил поведения. Каждый мотоклуб имеет президента, вице-президента, сержанта по оружию, казначея, секретаря, исполняющих возложенные на них обязательства. Каждый байкер – активный участник мотоциклетной жизни, деятельность которого направлена на пользу сообществу.

 

Рокеры появились как субкультура в пятидесятых – начале шестидесятых годов в эпоху рок-н-ролла, представителями музыки и стиля которой стали Чак Бэрри, ранний Элвис Прэсли, Джин Винсент и другие. Однако первых рокеров объединял только один принцип – манера езды на мотоцикле, а уж потом появилось такое понятие как стиль. Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. На головах у них нередко довольно модные кожаные кепки. Обычно они ездят на мотоцикле в шлеме с открытым лицом, в авиационных очках, и белом шелковом шарфе, который защищает их рот от переохлаждения. Это, пожалуй, единственное течение, которое не предусматривает от своих представителей ничего, кроме позитивного отношения к музыке. Другая сторона рокерской культуры – злоупотребление алкоголем, наркотиками, сигаретами. Именно рокерской культуре свойственна пропаганда отхода от несовершенного мира. Эта культура выстроена на философских способах мировосприятия, что можно явно увидеть в текстах песен (кстати, их идеологическая окраска может колебаться от довольно безобидной до призывающей к конкретным действиям). В идеале, рокер – это начитанный человек, который разбирается в общественной ситуации, умеет самостоятельно мыслить и делать выводы, которые и излагает в соответствующих текстах, положенных на музыку.

Металлисты (металлхэ́ды или мета́ллеры) — это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле металл, появившаяся в 1970-е годы. Субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена, в основном, вокруг музыки. Тексты металл-групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ "сильной личности". Отношение к религии различно, но традиционно считается, что металлисты не религиозны. Внешний вид: длинные волосы у мужчин, кожаная куртка "косуха", кожаный жилет, чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой металлической группы, аксессуары (напульсники с шипами), заклепки, цепи и т.п.

Альтернативщики — молодежная субкультура, возникшая в начале 1980-х годов, впоследствии занесенная в Россию в 1990-х. Альтернатива - слово, произошедшее от названия независимых лейблов, на которых выпускали свои пластинки музыканты, предлагающие "альтернативную" музыку, не имеющую четких границ жанра. Сформировалась при смешении металлистов, панков и рэперов. Популярными темами для текстов песен являются нон-конформизм, призывы к политической грамотности населения и антифашизм. Но с таким же успехом тексты могут рассказывать о буйных вечеринках, любви, сексе, насилии, наркотиках, и т. д. Успех альтернативной музыки обеспечили такие группы, как Nirvana, Korn и Limp Bizkit.

Панки – субкультура, которую относят к анархо-нигилистическому направлению. Однако данную субкультуру можно отнести и к музыкальной группе неформальных организаций. Музыка для панков играет очень большую роль, так как они предпочитают пассивный протест и редко предпринимают открытые митинги и агитации, имеющие яркую политическую окраску. С помощью музыки панки выражают свое мировоззрение. Стандартной панковской прической считается «ирокез» - полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. В идеологии панков можно выделить такую черту, как пренебрежение к материальным ценностям. Истинные панки не могут позволить себе работать на «гнилое», с их точки зрения, общество. Следует отметить, что влияние панковской субкультуры в СССР и постсоветской России никогда не было значительным.

Анархо-панк - политически активное направление панк-субкультуры. Контркультура, направленная на уничтожение ценностей господствующей культуры, поддерживающая идеологию анархизма. Панк - это протест обыденности жизни, он зарождался как протест против лживых политиков, которые врали и грабили, посылали на никому не нужные войны. Протест правоохранительным органам, которые не давали проводить концерты, притесняли и избивали тех, кто им подвластен. Протест фашистам, которые пытались уничтожить "других". Протест возник в музыке и продолжился как жизнь. Анархо  более радикальны,  у них есть идея. Есть альтернатива, к чему они стремятся и чего они пытаются добиться. Теперь протест выливается за рамки культуры. Они проводят акции, создают свои зины (журналы), свои концерты, помогают людям, ведут агитацию.

         Стрэйт эйдж  (straight edge  - «чёткая грань» — англ.) — ответвление хардкор-субкультуры, возникшее как реакция на сексуальную революциюгедонизм и другое отсутствие воздержанности, связанное с панк-роком. В своей простейшей форме философия straight edge отрицает употребление любых алкогольных напитковтабака, а также любых других наркотических веществ в целом. В некоторых случаях сюда входит ведение вегетарианского  образа жизни, отказ от использования кофе и других кофеиносодержащих продуктов, медикаментов  и беспорядочных половых связей. Термин был заимствован из творчества музыкальной группы Minor Threat, написавшей песню под названием «Straight Edge». Основоположником этого направления считается основатель и вокалист группы Ян Маккей.

Знак «Х» является самым известным символом straight edge и нередко наносится на тыльную поверхность кисти руки, хотя существуют и исключения.

Субкультура рэйверов в России распространяется с начала 90-х гг. В музыкальном отношении стиль рэйв - преемник стиля техно. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни - ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Рэйверы предпочитают одежду из ярких тонов и искусственных материалов. В облике рейверов и стиле поведения реализуется идея отхода человека от природы. В основе субкультуры рэйверов лежат такие ценности, как легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, следование последней моде в одежде. Для «расширения сознания» рэйверы используют наркотические средства, в частности «экстази». В России рэйв-культура развивается примерно с 5-летним запаздыванием по отношению к мировой практике. Такую оценку дают участники действующих в крупных городах рейв-клубов.

Направление Стрит-дэнс (Street dance) – это стиль-коктейль, состоящий из множества современных направлений, одно из которых хип-хоп.

Весьма примечательна и интересна молодежная хип-хоп культура, пришедшая в Россию из американских кварталов. Эту субкультуру сложно отнести к определенному типу. Первоначально хип-хоп движение воспринималось в России как асоциальное явление. Позднее отмечалось, что некоторые из направлений хип-хопа носят развлекательно-гедонистический характер. В настоящее время российские молодежные хип-хоп коллективы часто приглашают на различные крупные презентации, праздники, форумы, фестивали. В ряде мест группам хип-хопа оказывается поддержка органами государственной власти, общественными объединениями. При поддержке мероприятий в области хип-хоп культуры учитывается, что по происхождению хип-хоп связан с бескорыстным интересом городской молодежи к самовыражению и освоению окружающего мира в своеобразных субкультурных формах.

В любом случае, это очень сложное образование, вмещающее в себя такие направления, как рэп, брейк-данс, граффити. Остановимся подробнее на музыкальном направлении хип-хопа - рэпе.

Рэпер - это поклонник или исполнитель музыки в силе «рэп». Рэп - стиль популярной эстрадно-танцевальной музыки, которая характеризуется тем, что в сопровождении ударника или синтезатора скандируются ритмические стихи. На современном этапе рэперы - многочисленное, но малоорганизованное движение молодежи. Рэперы легко контактируют с окружающими, ведут активный образ жизни, часто занимаются спортом, не имеют какой-либо глубокой идеологии. В зависимости от уровня интеллекта, большая часть членов движения характеризуется некоторым примитивизмом и явным нежеланием строить планы на будущее.

Художественное направление хип-хоп культуры представляет граффити. Граффити - это настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы.

Брейк-данс представляет собой танцевальное направление хип-хопа. Сначала хип-хоп культура рассматривалась как прямое свидетельство американизации общественного сознания российской молодежи, но теперь более ясна адаптивность хип-хопа в отношении различных социокультурных систем, в частности менталитета россиян.

Паркур – искусство перемещения, преодоление расстояний из одной точки в другую за минимальный срок и с минимальными физическими затратами, используя лишь возможности собственного тела. Паркур – это физическая активность, которую сложно отнести к какой либо категории. Он не является экстремальным спортом, но искусством или дисциплиной, которая имеет сходство с самозащитой в боевых искусствах. Паркур - это командная дисциплина. Человека, занимающегося паркуром, называют трейсер (от слова tracer  - исследователь). Практически любой трейсер находится в группе единомышленников,  ишь единицы предпочитают тренироваться и существовать отдельно от остальных. Трейсеры тратят небольшие деньги на свое увлечение, ведь любая спортивная одежда одинаково хороша для паркура. Главное это одеваться по погоде. Летом подойдут лёгкая футболка, спортивные штаны (или шорты) и удобная обувь. Иногда трейсеры тренируются босиком. Как сказал Дэвид Белль: «босые ноги - лучшие ботинки».

         Фриранеры – увлекающиеся фриранером (англ. Freerunning — буквально свободный бег) — дисциплина, сходная с паркуром, созданная Себастьяном Фуканом. История фрирана восходит к основанию паркура и на определённом этапе расходится с ним. Себастьян Фукан является одним из основателей паркура, наряду с Давидом Беллем, но в определённый момент их пути разошлись, в связи с разносторонностью взглядов в отношении паркура. Термин «фриран» (freerun) появился благодаря продюсеру документального фильма о паркуре Jump London в связи с малоизвестностью на тот момент слова «паркур» и лёгкой опознаваемостью нового определения для англоязычной публики.

         Сокс (футбэг) – игры с небольшими мячами, набитыми песком. Это, скорее, увлечение, чем субкультура, однако в наших анкетах этот вариант тоже встречается. Примерно в начале 1990-х годов футбэг проник в Россию — сначала в видоизменённом варианте под названием «сокс», а затем стал распространяться уже как футбэг в том виде, в каком он существует во всем остальном мире. Хотя даже сейчас о футбэге в нашей стране знают немногие, а развитие этого вида спорта поддерживается лишь небольшим количеством энтузиастов.

 

Эмо (англ. emo от emotional — эмоциональный) — молодежная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля.  Как и большинство современных субкультур, эмо берет начало в США и связано с определенной музыкой (эмоции, чувственный вокал и т.п.).  Выражение эмоций — главное правило для эмо-кидов (emo-kids — тех, кто относит себя к субкультуре эмо). Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид — ранимый и депрессивный человек. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о счастливой любви. Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках. Эмо характеризует основанный на эстетике прекрасного принципиально инфантильный взгляд на мир, интровертность, акцент на внутренних переживаниях. Эмо-культура пропагандирует здоровый образ жизни: отказ от табака, наркотиков и алкоголя, разборчивость в половых связях. Большое значение придаётся таким ценностям, как дружба и любовь. Духовными идеалами культуры являются правдивость, честность, верность, искренность.

Эмо носят одежду в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие шокирующе-яркие сочетания считаются допустимыми.

 

         Челкастые ― это современная молодежная субкультура, которая основывается на музыке такого жанра, как хардкор. Многие сравнивают челкастых с эмо, так как они похожи внешне. Кроме длинной челки, закрывающей пол-лица, челкастые  предпочитают в одежде рубашки в клетку, кеды.  Из увлечений они предпочитают  катание на скейтах. Одно из главных условий челкастого - особая любовь к животным, именно поэтому многие в социальных сетях меняют свою фамилию на Кот. Многие подростки стремятся стать эмо или челкастыми только для того, чтобы на них обратили внимание. Однако все не так невинно. Во-первых, та такую мысль наводит то, что в группах челкастых в соцсетях наряду с «фамилией» Кот часто встречается слово Холод. Во-вторых, интерес к этому явлению (многие уверены, что челкастых нельзя в полном смысле назвать субкультурой) подогрел  один из выпусков популярной программы «Битва экстрасенсов». В передаче рассказывалось, что для того чтобы стать настоящим челкастым и получить приставку Холод,  подростку нужно пройти особый обряд посвящения  -  сымитировать собственную смерть. Возможно, это будет фото, но видео особо приветствуется. Героиня передачи, девочка 11 лет, погибла в результате несчастного случая во время такого «посвящения».

         После выхода передачи мнения разошлись, кто-то считает, что телепрограмма таким образом повысила себе рейтинг, кто-то подтверждает, что видел на страницах челкастых фото вскрытых вен и соболезнования. Нас в первую очередь интересуют подобные сообщества, созданные  в нашем городе. Их два https://vk.com/club47566267, https://vk.com/club64027259 (обе не активны с 2015 года).  16 человек, зарегистрированных в Борисоглебске, взяли себе «фамилию» Холод. Их страницы не содержат подтверждения принадлежности к данной субкультуре за исключением одной девочки, которая носила длинную челку в 2013 году.

         Возможно и скорее всего, что наши подростки состоят в интернет-сообществах челкастых, созданных по всей стране.  Пока вопрос с уровнем опасности этой субкультуры для ее членов и для общества остается открытым, нужно стоит держать руку на пульсе.

Готы — представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX века на волне пост-панка. Готическая субкультура весьма разнообразна и неоднородна, однако для нее в той или иной степени характерны следующие черты: мрачный имидж, интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу, любовь к хоррор-литературе и фильмам (*ужасы), любовь к готической музыке (готик-рок, готик-метал, дэт-рок, дарквейв и т. п.). Корни готической эстетики следует искать в Средневековой Европе, в мрачных временах чумных эпидемий и кровавого разгула инквизиции. Именно оттуда современные готы позаимствовали таинственную бледность, интерес ко всему мистическому, черные одежды и непонятное для остальных поклонение перед смертью.  Как бы ни развивалась готика, остаются два неизменных основных элемента: преобладающий черный цвет одежды (иногда с элементами других цветов), а также исключительно серебряные украшения — золото принципиально не используется, поскольку расценивается  как символ обычных, избитых ценностей, а также цвет солнца (серебро — цвет луны).

Проблема общения - одна из актуальных для молодежи, и ролевые игры оказываются важным средством технологической подготовки к более эффективному общению в молодежной среде. Участники субкультур создают свой иллюзорный, но  романтизированный и яркий мир, который так не похож на реальность.

 

Толкиенисты - поклонники известного английского филолога и писателя Джона Рональда Руэла Толкиена (на сленге толкиенистов - Профессор). Книги Толкиена «Властелин колец», «Сильмарион» и другие относятся к жанру фентези. Толкиенисты вживаются в этот мир, воображая себя его жителями. Отсюда необычные модели поведения в обыденной жизни. Так, толкиенист, считающий себя эльфом, старается вести себя подобно тому, как, по его мнению, поступил бы настоящий эльф. Во время игр группа молодых людей выезжает в лес, где, распределив роли, разыгрывает сценки из произведений Толкиена. Начало движения относится примерно к 1992 году. Толкиенисты появились на физическом факультете Московского университета. В 1993- 94 гг. субкультура толкиенистов пережила кризис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых игр, включившего произведения не только Толкиена, но и других писателей-фантастов. Движение ролевых игр организационно отделилось, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкиенистам.

Ролевики - неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов и толкиенистов. Ролевое движение выделяют и как хобби, и как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка, своя литература (в основном фэнтези) и другие характерные элементы единой культуры. Кроме ролевых игр, ролевики собираются на Ролевые Конвенты - кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы.

Сборы ролевиков и толкиенистов в людных местах отдыха приковывали внимание горожан в 90-е, в наше время (к сожалению или к счастью, выводы делать пока рано) живое общение любителей проживать в игре чужую жизнь заменили компьютеры. Игры там часто более агрессивные, общение виртуальное, однако следующая субкультура все чаще встречается в анкетах борисоглебской молодежи.

Геймер - человек, играющий в видеоигры. Несмотря на то, что термин включает в себя людей, не считающих себя полноправными игроками, ими часто называют тех, кто проводит много времени за играми или интересуется ими. По всему миру существует множество игровых сообществ. Магазины, специализирующиеся на играх, часто служат местом для сбора групп игроков. До появления Интернета многие играли через обычную почтовую связь в play-by-mail-игры, которые отдалённо напоминают онлайн-игры настоящего времени.

Среди геймеров сама молодежь (в том числе борисоглебская) выделяет дотеров. Социологи  не выделяют их в отдельную субкультуру, однако описание этой категории молодых людей имеется. Название «дотер» происходит от «DotA».  Это  одна из лучших карт для WarCraft 3 Frozen Throne. Игроки (дотеры) истребляют монстров и создают и прокачивают своего персонажа, создавая сильного героя. Поклонники игры уже даже внутри особой касты любителей видеоигр оформились в свою собственную компанию дотеров. У дотеров свой сленг и свой юмор, отдельные, непонятные посторонним  увлечения и вкусы. По «доте» существует масса командных соревнований: от банальных «офис на офис, фирма на фирму» до крупнейших международных, игра уже давно вышла за рамки простой компьютерной «стрелялки», обретя особый киберспортивный статус.

Средством самовыражения дотеров (как и других геймеров) является  одежда. Футболки, свитшоты и толстовки они заказывают интернет-магазины.  Новичку в данной игре подойдет простое название игры, написанное на футболке, более серьезный игрок может разместить на груди и название свое команды, если на мировой арене она уже имеет серьезный вес, или название команды, за которую он болеет.

         Страйкбол  (от англ. strike — удар, ball — шар) - новое, но интенсивно развивающееся на нашей территории увлечение.  Это  некоммерческая, командная, военно-спортивная игра с использованием так называемой «мягкой пневматики», использующей пластиковые шарики калибром 6 или 8 мм, не содержащие цветных пигментов (что отличает данную игру от пейнтбола). В основном, в игре участвуют две или более команд. Страйкбольные игры отличает более растянутый по времени сюжет на большой площади, ограниченный лишь фантазией и желанием (отсюда ответвления в виде сталкерстрайка и ролевых игр с использованием страйкбольного оружия), высокая степень копийности (вплоть до полного соответствия) существующим военным формированиям разных стран, отсутствие индивидуального и командного рейтинга (ввиду отсутствия судей, подсчёта баллов). Игра ведётся на честность. Организаторы игр определяют свод правил. Возможно отступление от общих правил на отдельных играх или собственные правила. Но основная идея заключается в том, что страйкбол — это игра друзей, поэтому надо играть так, чтобы противнику было приятно.  

         В анкетах борисоглебской молодежи страйкбол упоминается в числе неформальных молодежных объединений.

Ота́ку  - человек, который увлекается чем-либо. За пределами Японии, в том числе и в России, обычно употребляется по отношению к фанатам аниме и манги. Слово "отаку" в Японии имеет сильно негативную окраску, называть так собеседника невежливо, если только он сам себя так не называет. Однако в других странах фанаты аниме и манги часто называют себя "отаку", понимая под этим отнюдь не помешанного фаната, а лишь преданного поклонника. Близкое по смыслу слово, которое употребляется во многих странах, например в России и Украине, анимешник — поклонник аниме и/или манги, но не фанат.

Фрики (англ. freak — странный человек, устаревшее -  инвалид, урод, выступающий в цирке или шоу) — направление в молодёжной культуре конца XX -  начала XXI века. Социальные группы людей, которые стараются выглядеть очень ярко и подчас вызывающе (необычная манера одеваться, причёски, татуировки, пирсинг), совершенно не считаясь с общепринятыми законами внешнего вида. Из общей массы их выделяет не только внешний вид, но и своеобразные взгляды на окружающий мир, слегка неадекватное поведение. Часто это творческие натуры — художники, поэты, певцы, актеры, диджеи. Образ мышления (мировоззрение), характерный для фриков, характеризуется определенной свободой от социальных стереотипов.

Натуризм (от лат. natura — природа) — течение, в основе которого лежит максимальное приближение человека к природе для оздоровления тела и духа, сами натуристы позиционируют его как философию жизни в гармонии с природой, характеризующаяся практикой совместной наготы, имеющая цель в развитии уважения к себе, людям и природе. Натуризм часто отождествляют с нудизмом (от лат. nudus — обнажённый), так как наиболее заметным атрибутом натуризма является отсутствие одежды. Значение слов натуризм и нудизм очень близко друг к другу и относится к культурному и политическому движению, в пределах которого люди практикуют, защищают и отстаивают право находиться в обнаженном месте в частном и общественном пространстве. Натуристы проповедуют здоровый образ жизни, так как их отказ от одежды является всего лишь одним элементом мировоззрения. Они не культивируют вредные привычки, зато с удовольствием занимаются спортом. Натуризм также призван взращивать семейные ценности и уменьшать зацикленность на обнаженном теле – как говориться, клин клином вышибают. Раздетый человек, как считают натуристы, менее уязвим своим собственным страхам. Нудизм является мощным средством против стрессов, неуверенности, страхов, стыда, считают они. Пренебрегая одеждой, сторонники этого движения идут к своей внутренней свободе, постигают великие замыслы матери-природы и перестают обособлять себя от вселенной.

Также весьма популярными в настоящее время стали молодежные объединения, отличительной чертой которых является романтическая компенсация повседневной рутины. В таких субкультурах ярко выражено стремление молодых людей к обновлению, «украшению» своей жизни чем-то необычным, они пытаются привнести в серые будни захватывающие впечатления и адреналин, часто посредством экстрима. Последователи этих течений объединяются для занятий экстремальными видами спорта или для походов в глухую тайгу.

 

Одним из таких молодежных объединений являются диггеры. Их влечет таинственность подземных ходов, опасности подземного мира…Закрытость этого общества, которое не любит афишировать свои действия и свое существование в принципе, привлекает молодежь. Таких объединений много по всей России. Они объединяются в маленькие группки и не любят принимать в свои ряды кого-то еще. Диггеры имеют нечто общее с экологистами: «общаясь» постоянно с подземными коммуникациями, они предупреждают об оседании фундамента, экологических проблемах, которыми могут быть чреваты земные недра.

Фу́рри,  транскрипц. — фёрри (от англ. furry — пушистый, покрытый мехом) — субкультура, сообщество симпатизирующих антропоморфным животным персонажам (или зооморфным людям). Антропоморфизация персонажей, принимаемая фурри-поклонниками, выражается в присвоении животным персонажам таких качеств, как человеческое сознание, мимика, деталей анатомии человека, речи, прямохождения и ношения одежды. В английском языке поклонников антропоморфных и мифологических животных персонажей называют "furry fans", "furries" или "furs", в русском — "фурри", "фуррики", "фуррьки". Творчество и деятельность, которая ведётся фурри-поклонниками, включают в себя написание литературных работ, в которых используется концепция животных персонажей с человеческими чертами, и зачастую такое произведение может относиться к любому жанру.

Мажор - это молодой человек, имеющий весьма обеспеченных родителей и пользующийся благодаря этому возможностями, недоступными большинству его сверстников. Это так называемая «золотая молодежь». В основном, они проводят свободное время в дорогих ночных барах. Мажор не интересуется обычными бытовыми проблемами, поскольку все такие проблемы для него решены родителями. Он не испытывает недостатка в деньгах, носит дорогую одежду и обувь, ездит на собственном дорогом автомобиле. В среде мажоров котируется положение родителей в обществе и связанные с ним перспективы собственной жизни.

Я́ппи (англ. Yuppie, Young Urban Professional — молодой городской профессионал) — молодые люди, которые ведут активный деловой образ жизни городского профессионала. Яппи имеют высокооплачиваемую работу, в одежде предпочитают деловой стиль, следят за модой, посещают фитнес-центры. Основной критерий принадлежности к "яппи" — успешность. Уважающий себя яппи носит строгий костюм — шерстяной и очень дорогой, потому что его одежда — это его витрина. Яппи обладает мобильным телефоном (смартфоном) последней модели, самым дорогим ноутбуком и прочими новинками IT-индустрии. Яппи обычно терпимо относятся к случайным сексуальным связям до брака и к изменам, что не мешает им признавать институт семьи. Часто внешними проявлениями мировоззрения яппи выступают цинизм, прагматизм и презрение по отношению к менее успешным людям, аполитичность. Самая любимая тема яппи — нехватка времени. Публично обсуждать свои болезни и проблемы в кругу яппи не принято, условия игры требуют выглядеть бодрым, здоровым и энергичным.

Хипстер, хипстеры (инди-киды) - появившийся в США в 1940-х годах термин, образованный от жаргонного «to be hip», что переводится приблизительно как «быть в теме» (отсюда же и «хиппи»). Слово это первоначально означало представителя особой субкультуры, сформировавшейся в среде поклонников джазовой музыки; в наше время обычно употребляется в смысле «обеспеченная городская молодёжь, интересующаяся элитарной зарубежной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком, артхаусным кино, современной литературой и т.п». Атрибуты внешнего вида -  не есть универсальный кодекс, но в сочетании более чем нескольких признаков можно догадаться, что вы видите перед собой хипстера:

  • в одежде превалирует унисекс;
  • используется винтаж в сочетании с последними модными тенденциями;
  • джинсы скинни, цветные леггинсы, разодранные до больших дыр колготки;
  • очки в массивной цветной пластиковой оправе (например Ray Ban Wayfarer), обычно без затемнения;
  • бороды;
  • классические стрижки, стрижки в стиле гитлерюгенд, использование лаков и воска для волос, нарочитая небрежность, волосы забранны в пучок;
  • волосы красятся в зелёный, синий, розовый цвет;
  • свитеры;
  • растянутые и поношенные футболки;
  • кеды или массивные каблуки и платформы, топ-сайдеры, лоферы;
  • объёмные шарфы;
  • пёстрая одежда;
  • тату в виде треугольников;
  • ломо-фотоаппарат и/или современный зеркальный фотоаппарат;
  • продукция фирмы Apple (iPod, MacBook, iPad);
  • предпочтение российским социальным сетям (Мой Мир, ВКонтакте) международных (Facebook, Tumblr).

 

         Ванильные (также ванильки)  — молодёжная субкультура, появившаяся в начале 2010-х годов и культивирующая демонстративные романтичность и депрессивность, а также любовь ко всему сладкому, что дало имя субкультуре. Традиционно «ванильные» считаются родственной субкультурой современных хипстеров. В отличие от протестных субкультур, таких как хиппи, эмо, субкультура «ванильных» базируется на эскапизме — уходе от реальности в вымышленное прекрасное, при этом демонстрируют аморфное и апатичное поведение в реальной жизни. В качестве доминирующих элементов поведения «ванильных» отмечаются демонстративная мечтательность и романтичность вместе с показной депрессией, при этом не столь ярко выраженной эмоциональностью, как у эмо. Характерные привязанности — страсть к кофе, сигаретам, окнам, дождю и далёким странам. Среди минусов «ванильных» называют злоупотребление алкоголем и сигаретами, неразборчивость в средствах достижения целей, а также грубую манеру общения: «ванильные» привыкли вести себя «непорядочно», а нецензурные слова употребляются ими с невозмутимым выражением лица, противореча основной идее субкультуры. Интернет-зависимость шуточно подчёркивается даже самими «ванильными» как важнейший атрибут члена сообщества.

 

БПАН или Без Посадки Авто Нет - сообщество автомобилистов, любящих "заниженные" автомобили , то есть автомобили с измененной подвеской в сторону уменьшения дорожного просвета. Причем, чем ниже машина, тем она считается круче. В сообществе состоят в основном молодые люди на недорогих отечественных автомобилях. Стоит отметить, что данное занижение не приносит никакой пользы в отношении управляемости автомобиля, и причиняет владельцу только существенный дискомфорт и проблемы при езде. Однако у приверженцев БПАН своя философия, и они готовы потерпеть ради красивого вида автомобиля. 

БПАН распространен во многих городах России, однако наиболее сильно его почитают в южных республиках - Дагестан, Чечня и других. В официальной группе сообщества преобладают люди кавказских национальностей. 

         Автозвук  - это понятие употребляется борисоглебской молодежью также в числе субкультур, однако нет источников способных подтвердить, что такая субкультура существует. Можем сделать вывод, что это объединение автолюбителей, заботящихся о своих акустических системах. Речь идет о тех, кто  испытывает просто маниакальное стремление к тому, что бы музыка в автомобиле звучала как в концертном зале. Например, во Владивостоке в течение 6 лет проводятся соревнования по автозвуку. Те, кому данная тема близка, убеждены, что подобные состязания перестали быть экзотикой и уверенно набирают обороты. Круг фанатов и профессионалов все шире, интересующихся все больше и больше.

 

     В анкетах борисоглебской молодежи  встречается  указаниена хикикомори  как на субкультуру.  С этим можно поспорить, так как хикикомори рассматриваются как асоциальные люди, не стремящиеся к объединению. Это японский термин, обозначающий подростков и молодёжь, отказывающихся от социальной жизни и зачастую стремящихся к крайней степени изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов. Такие люди не имеют работы и живут на иждивении родственников.

         Суицидники – новая молодежная субкультура. Можно ли отнести это явление к субкультуре, идут споры, так как в основном, все связано с виртуальным общением, а объединяющим моментом является лишь депрессивное состояние, свойственное подростковому возрасту. Однако специалисты изучили масштабность распространения так называемых «групп смерти»  в сети интернет и дали определение этому течению как «депрессивная субкультура». Последователей нового страшного подросткового течения не сложно вычислить по шрамам на теле. На запястьях они вырезают или рисуют бабочек и китов, которые стали символами в суицидальных группах. Для многих взрослых именно это должно стать первым сигналом. Сейчас в социальной сети «ВКонтакте» создано много антигрупп, например «Анти синий кит», они высказывают негативное отношение к суициду и все в этом роде, однако в комментариях к постам желающие «вступить в игру» заявляют о себе. Есть мнение, что после проверки страниц дети в эту самую «игру» попадают. Еще один момент, на который нужно обратить внимание, это код 4.20, его также могут указывать желающие вступить в депрессивную группу. Время «4:20» является культовым среди потребителей марихуаны, однако в сообществах, склоняющих к суициду, 4:20 утра обрело иной смысл и стало временем начала общения.

 

         Группы, призывающие к самоубийствам, в основном, закрытые и постороннему человеку сложно туда попасть. Они наполнены депрессивной музыкой, жестокими видео, сценами самоубийств. Самое страшное, что за всем этим стоят взрослые люди, задачей которых является привлечь популярность к своей группе любой ценой.



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей

[ssss]